Игры с клавесами-это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования. Игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый на первый взгляд инструмент — клавесы – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.
Развитие чувства ритма — это одна из главных задач, которая ставится при работе с дошкольниками на музыкальных занятиях. Как известно, развитие чувства ритма способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, более легкому запоминанию изучаемого материала.
Чтобы добиться нужного результата, на занятиях можно использовать различные формы работы. Главное, чтобы все этапы проходили в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм является игра с клавесами.
«Клавесы»- это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении музыкальный инструмент. Проще говоря «палочки-стучалочки». Чтобы на нем играть, не обязательно знать ноты.
Игры с клавесами-это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
Знакомство с клавесами можно начинать с раннего дошкольного возраста, причин тому несколько:
Сделаны из дерева (безопасны для детей),
Приятны на слух и на ощупь,
Можно сопровождать любую мелодию, постукивая палочку о палочку.
В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Поэтому, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого провожу индивидуальные и групповые занятия, в процессе которых воспитатели учатся работать с клавесами. Во время проведения консультаций они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, приобщает их к музыке независимо от способностей, раскрепощает индивидуальные творческие силы, развивает природную музыкальность.
С детьми начали изучение с одной палочки: катаем в ладошках, крутим в руке, зажимаем в кулак, проводим палочкой по всему телу: за спиной, под ногами и над головой, делаем восьмерку под ногами хватая палочку разными руками и т.д.
Затем продолжили работу с двумя палочками: зажимаем палочки между ладонями и катаем их; попробуем «забить» одну палочку другой в кулак; перекрещиваем палочки; дирижируем оркестром и т.д.
Детям нравятся сложные, но посильные задачи. Поэтому под музыку выполняем движения, разные для обеих рук:
одной
клавесой
стучим, другой — шуршим, двигая по полу.
Одна клавеса
прыгает по телу снизу вверх наоборот; одной
клавесой
рисуем круг на полу, другой в воздухе;
закрыв глаза, крутим клавесы
перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.
Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи.
Играя на клавесах, дошкольники учатся:
манипулировать палочками, развивают координацию рук;
находить различные приёмы
звукоизвлечения;
ритмично передавать метр и ритм стиха;
развивается
речедвигательная
координация;
развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;
развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.
Игра «Буратино».
Цель:развитие координации рук.
Ход игры:
Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)
Задаёт один вопрос: (другой по ней стучать)
-Кто кричит в лесу «ку-ку»? (стучать «шляпками» горизонтально)
Кто пасётся на лугу? (стучать «шляпками» вертикально)
Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)
Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)
Игра «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)
Цель: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом — серенький, зимой — беленький.
(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык — тык — тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)
Таким образом, игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый на первый взгляд инструмент — клавесы – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.
С помощью «палочек — стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Можно использовать любую программную песню и мелодию и играть ее на палочках – клавесах.