Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна,
т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих
составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и
подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение
имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это
установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет,
особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и
абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка
непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно
относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,
избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в
поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие
принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше
они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в
благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и
чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка,
причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны
родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит
установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если
ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в
реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и
не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты
психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в
окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из
поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются
пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро
побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных
родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут
иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не
слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них
тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям.
Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в
позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального
мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя
исправьтесь
«Не будешь
слушаться, с тобой
никто дружить не
будет…».
Замкнутость, отчуждённость, угодливость,
безынициативность, подчиняемость,
приверженность стереотипному поведению.
«Будь собой, у
каждого в жизни
будут друзья!».
«Горе ты моё!»
Чувство вины, низкая самооценка,
враждебное отношение к окружающим,
отчуждение, конфликты с родителями.
«Счастье ты моё,
радость моя!»
«Плакса-Вакса, нытик,
пискля!»
Сдерживание эмоций, внутренняя
озлобленность, тревожность, глубокое
переживание даже незначительных
проблем, страхи, повышенное
эмоциональное напряжение.
«Поплачь, будет
легче…».
«Вот дурашка, всё
готов раздать…».
Низкая самооценка, жадность,
накопительство, трудности в общении со
«Молодец, что
делишься с
сверстниками, эгоизм. другими!».
«Не твоего ума дело!».
Низкая самооценка, задержки в
психическом развитии, отсутствие своего
мнения, робость, отчуждённость,
конфликты с родителями.
«А ты как
думаешь?».
«Ты совсем, как твой
папа (мама)…».
Трудности в общении с родителями,
идентификация с родительским
поведением, неадекватная самооценка,
упрямство, повторение поведения родителя
«Папа у нас
замечательный
человек!» «Мама у
нас умница!».
«Ничего не умеешь
делать, неумейка!».
Неуверенность в своих силах, низкая
самооценка, страхи, задержки психического
развития, безынициативность, низкая
мотивация к достижению.
«Попробуй ещё, у
тебя обязательно
получится!».
«Не кричи так,
оглохнешь!»
Скрытая агрессивность, повышенное
психоэмоциональное напряжение, болезни
горла и ушей, конфликтность.
«Скажи мне на
ушко, давай
пошепчемся…!».
«Неряха, грязнуля!».
Чувство вины, страхи, рассеянность,
невнимание к себе и своей внешности,
неразборчивость в выборе друзей.
«Как приятно на
тебя смотреть,
когда ты чист и
аккуратен!»
«Противная девчонка,
все они капризули!»
(мальчику о девочке).
«Негодник, все
мальчики забияки и
драчуны!» (девочке о
мальчике).
Нарушения в психосексуальном развитии,
осложнения в межполовом общении,
трудности в выборе друга
противоположного пола.
«Все люди равны,
но в то же время
ни один не похож
на другого».
«Ты плохой, обижаешь
маму, я уйду от тебя к
другому ребёнку!».
Чувство вины, страхи, тревожность,
ощущение одиночества, нарушение сна,
отчуждение от родителей, «уход» в себя или
«уход» от родителей.
«Я никогда тебя не
оставлю, ты самый
любимый!».
«Жизнь очень трудна:
вырастешь –
узнаешь…!»
Недоверчивость, трусость, безволие,
покорность судьбе, неумение преодолевать
препятствия, склонность к несчастным
случаям, подозрительность, пессимизм.
«Жизнь интересна
и прекрасна! Всё
будет хорошо!».
«Уйди с глаз моих,
встань в угол!»
Нарушения взаимоотношений с
родителями, «уход» от них, скрытность,
недоверие, озлобленность, агрессивность.
«Иди ко мне,
давай во всём
разберёмся
вместе!»
«Не ешь много Проблемы с излишним весом, больные «Давай немного
сладкого, а то зубки
будут болеть, и
будешь то-о-ол-стая!».
зубы, самоограничение, низкая самооценка,
неприятие себя.
оставим папе
(маме) ит.д.»
«Все вокруг
обманщики, надейся
только на себя!»
Трудности в общении, подозрительность,
завышенная самооценка, страхи, проблемы
сверконтроля, ощущение одиночества и
тревоги.
«На свете много
добрых людей,
готовых тебе
помочь…».
«Ах ты, гадкий утёнок!
И в кого ты такой
некрасивый!».
Недовольство своей внешностью,
застенчивость, нарушения в общении,
чувство беззащитности, проблемы с
родителями, низкая самооценка,
неуверенность в своих силах и
возможностях.
«Как ты мне
нравишься!».
«Нельзя ничего
самому делать,
спрашивай
разрешения у
старших!».
Робость, страхи, неуверенность в себе,
безынициативность, боязнь старших,
несамостоятельность, нерешительность,
зависимость от чужого мнения,
тревожность.
«Смелее, ты всё
можешь сам!».
«Всегда ты не вовремя
подожди…».
Отчуждённость, скрытность, излишняя
самостоятельность, ощущение
беззащитности, ненужности, «уход» в себя»,
повышенное психоэмоциональное
напряжение.
«Давай, я тебе
помогу!»
«Никого не бойся,
никому не уступай,
всем давай сдачу!».
Отсутствие самоконтроля, агрессивность,
отсутствие поведенческой гибкости,
сложности в общении, проблемы со
сверстниками, ощущение вседозволенности.
«Держи себя в
руках, уважай
людей!».
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой
собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь
сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и
отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение,
а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив,
недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и
счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна
оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не
беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится,
что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств
и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и
жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и
знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!